Крановые весы бывают разными – опасными и безопасными!
Сенянский М.В., |
Приобретая крановые весы, проверьте наличие разрешения Ростехнадзора на их применение. Оно оградит Вас от нарушения правил техники безопасности, несчастных случаев и неприятных встреч с представителями прокуратуры
Руководителям предприятий, использующих в своей производственной и торговой деятельности мостовые, козловые или стреловые краны, и в голову не придет использовать краны, не имеющие разрешения Ростехнадзора. Стропы, захваты и другие грузозахватные приспособления тоже должны быть сертифицированы в установленном законодательством РФ порядке [1,2].
Рис.1. Примеры крановых весов, используемых для взвешивания грузов на крюке грузоподъемных кранов
Многолетний опыт производства электронных крановых весов и общения с нашими заказчиками показывает, что большинство руководителей не знает о том, что весы, висящие на крюке крана и постоянно используемые для взвешивания грузов, тоже попадают под действие закона о промышленной безопасности и приравниваются к съемным грузозахватным приспособлениям (рис.1). Это означает, что помимо Сертификата Ростехрегулирования на весы, как на средство измерений (рис.2), производитель или продавец обязаны предоставить Вам Разрешение Ростехнадзора на право использования весов в качестве съемного грузозахватного приспособления (рис.3).
Рис.2. Сертификат утверждения типа средств измерений
Рис.3. Разрешение Ростехнадзора на применение крановых весов в качестве съемного грузозахватного приспособления
Крановые весы, не имеющие разрешения Ростехнадзора, будем в дальнейшем назвать «опасными». Им можно присвоить и второй эпитет – «затратные». Далее объясню почему. На примере самых массовых пользователей крановых весов – предприятий, торгующих металлопрокатом.
Пятнадцать лет тому назад, до появления на рынке крановых весов, металлобазы работали по схеме «вагон-весы-склад» или «вагон-весы- автомобиль». Металл, полученный по железной дороге с металлургического комбината, пачками по 5…8 т транспортировался на платформенные весы для взвешивания и далее на склад или напрямую в автомобиль покупателя. Расстояние от вагона до весов, как правило, измерялось сотнями метров, а время движения металла «по воздуху» - минутами.
Внедрение при отпуске и приеме металла крановых весов позволило существенно увеличить производительность труда. Их применение позволяет работать по схеме «вагон-склад» или «вагон-автомобиль» без потерь времени на перевозку металла на платформенные весы. Если, конечно, Ваши весы имеют Разрешение Ростехнадзора!
Если у Ваших весов нет Разрешения Ростехнадзора, то их использование не дает никаких преимуществ во времени. Чтобы не нарушать правил техники безопасности, работать с «опасными» весами полагается следующим образом:
- взвесить груз, приподняв его над землей на безопасную высоту (порядка 0,5 м), и опустить его на землю,
- снять крановые весы с крюка и, подвесив груз на крюк крана, доставить его в нужное место,
- вернуться в исходную точку и снова повесить весы, взвесить следующий груз, и т.д.
Из-за больших затрат времени обычно никто так не работает. «Опасные» весы висят на крюке в течение всей рабочей смены. Такое нарушение правил техники безопасности грозит руководителю предприятия и ответственному лицу потенциальными неприятностями. Мелкими, если инспектор составит акт и просто Вас оштрафует, или более крупными, если произойдет несчастный случай.
Рассмотрим два гипотетических примера.
Пример 1
Металлобаза имеет 4 мостовых крана с грузоподъемностью 10 т, каждый из которых оснащен «опасными» электронными крановыми весами, не имеющими разрешения Ростехнадзора. Во время плановой проверки инспектор удостоверился в том, что эксплуатация кранов ведется с соблюдением правил, а именно – необходимые испытания и технические освидетельствования, а также инструктажи персонала проведены в срок.
Одновременно инспектор обнаружил, что все эксплуатируемые на кранах электронные весы не имеют Разрешения Ростехнадзора на применение их в качестве съемного грузозахватного приспособления. В Руководстве по эксплуатации весов вшиты лишь копии сертификата об утверждении типа средств измерений.
В результате проверки инспектором было выписано предписание, запрещающее использование «опасных» весов и в соответствии с [3] наложены штрафы в размере 5000 руб. на руководителя предприятия и начальника склада, ответственного за безопасное проведение работ.
Основные убытки металлобаза понесла не из-за уплаты штрафов, а из-за увеличения времени обслуживания покупателей, поскольку взвешивание металла на платформенных весах требует существенно больших затрат кранового времени, а также из-за необходимости приобретения «безопасных» крановых весов.
Пример 2.
В процессе работы на одном из кранов произошел несчастный случай. В результате падения пачки швеллера массой 7,85т с высоты 5 м были нанесены тяжкие телесные повреждения водителю грузовика предприятия, приобретавшего металл самовывозом.
По вызову примчалась «скорая помощь». Через 2 часа прибыли следователи прокуратуры и инспектор Ростехнадзора. Работа остальных кранов была остановлена до выяснения причин случившегося.
В результате расследования выяснилось, что падение груза произошло вследствие разрушения одной из деталей крановых весов. Весы имели Сертификат Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, но не имели Разрешения на применение в качестве съемного грузозахватного приспособления от Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору. Более того, было установлено, что руководство предприятия не выполнило недавнего предписания инспектора Ростехнадзора о запрете эксплуатации таких весов. Начальник склада, назначенный ответственным за безопасное проведение работ, подчинился устному указанию директора о продолжении использования «опасных» весов.
В результате полученной травмы пострадавший скончался. Материалы расследования переданы в суд. Мера наказания за случившееся – несчастный случай на производстве со смертельным исходом – определяется статьей 143 УК РФ, часть 2 [4], а именно - лишение свободы на срок до 3-х лет. Виновным является ответственный за безопасное проведение работ, который не только приобретал «опасные» весы, но и продолжил их эксплуатировать на всех кранах без письменного указания директора. Кроме этого, суд решает вопрос о возмещении вреда гражданам, потерпевшим от преступления [5].
Этот пример мог иметь много вариаций, моделировать которые крайне неприятно. Крайняя мера ответственности упомянута лишь для того, чтобы заострить внимание руководителей и лиц, ответственных за безопасное проведение работ с кранами, на важности использования крановых весов, имеющих Разрешение Ростехнадзора и называемых в статье «безопасными».
Вероятность приобретения крановых весов, не имеющих разрешения Ростехнадзора, к сожалению, очень велика. Среди трех десятков типов крановых весов, включенных в Государственный Реестр средств измерений и рекламируемых в ИНТЕРНЕТЕ, только у трех имеется Разрешение Ростехнадзора на применение их в качестве съемного грузозахватного приспособления [6].
Причина проста – остальные весы ввозятся по импорту «за копейки», а получить Разрешение можно только, представив на экспертизу в сертифицирующую организацию полный комплект конструкторской, технологической и эксплуатационной документации, а также проведя цикл необходимых испытаний. В той большой стране, из которой ввозится большая часть импорта, получить, а затем перевести на русский язык необходимую техническую документацию практически невозможно.
Нет документации – нет и контроля качества ответственных деталей и узлов крановых весов в процессе производства и входного контроля при ввозе по импорту. Более того, многие дешевые импортные весы в России снабжаются отечественными «лейблами», что окончательно запутывает покупателя. Помимо риска получить несчастный случай на производстве, эти, с позволения сказать, «производители», обеспечат Вам и неожиданные экономические потери [7]. Тогда дешевые и «опасные» весы справедливо будет назвать и «затратными».
Выбирая в ИНТЕРНЕТЕ крановые весы для своего предприятия, пропускайте мимо те, цена которых ниже средней по рынку – они будут и «опасными», и «затратными». Посетите не менее двух предприятий, предлагающих выбранные Вами модели крановых весов. Ознакомьтесь с процессами производства и контроля качества ответственных деталей и узлов, попросите продемонстрировать работу весов не только на максимальной нагрузке, но и с перегрузом на 25%, как этого требуют Правила по кранам [2]. Не исключено, что Вас ждут сюрпризы – у некоторых «производителей» не найдется даже эталонной силозадающей машины на необходимую нагрузку, поскольку их «производственный цикл» заключается лишь в переклеивании этикеток!
Весы «ТЕНЗО-М» проверены существенно большей нагрузкой, чем 125% от максимальной! При минус 30 и плюс 40˚С, на жгучем солнце и в условиях тропической влажности. Сертифицированы, испытаны, производятся, собираются и настраиваются профессионалами в Подмосковье (рис.4).
Рис.4. Крановые весы ВК «СТРИЖ» с НПВ = 5, 10 и 20 т производства
ЗАО «Весоизмерительная компания «ТЕНЗО-М»
В заключение еще раз хочется напомнить о том, что крановые весы должны иметь Разрешение Ростехнадзора на применение в качестве съемного грузозахватного приспособления!
Ждем в гости на нашем заводе! Желаю успехов и процветания!
Литература:
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
- Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утв. Постановлением Ростехнадзора России от 31.12.1999 № 98
- Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 г. №195-ФЗ
- Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ
- Сенянский М.В. «Дешевые» крановые весы обходятся дороже».